Фотограф Спенсер Туник – мастер «голого флэш-моба»
Начинавший со съемок обнаженных моделей, американский фотограф Спенсер Туник (Spencer Tunick) расширил понятие стиля «ню» до ландшафтных размеров. Его снимки с участием тысяч обнаженных моделей являются миксом между фотографическим искусством, скульптурой и ландшафтным дизайном.
У себя на родине, в Америке, Спенсера арестовывали несколько раз, пока за его дело не взялся именитый адвокат, который доказал право фотографа снимать народ голышом на улицах.
- Улица — это моя студия, — говорит сам фотограф, — и я не делаю ничего противозаконного, просто занимаюсь здесь творчеством. Мое рабочее время — рассвет.
Вообще-то, практически во всем мире Туника принимают с распростертыми объятиями. Мэры городов практически никогда не отказывают ему в съемке, даже считая его работы своеобразной туристической рекламой. Делая примерно по шесть организованных фотосессий в год, Туник «раздел» жителей десятков городов, каждый раз шокируя общественность глубоким смыслом, который проступает на его снимках сквозь обнаженные тела моделей. Ведь его творчество не имеет ничего общего с нудизмом или эксгибиционизмом как таковыми, как думают некоторые. Цель автора – показать беззащитность человеческой единицы перед монстром урбанистической матрицы, уязвимость красоты каждого отдельного человека при столкновении с окружающей средой. Работы Туника — это размышление о потере индивидуальности людей в социуме. При взгляде на фотографии эти скрытые смыслы, которые пытается передать художник, становятся очевидными.
На фото действительно отсутствует сколько-нибудь эротический или сексуальный подтекст. Множество голых тел образуют лишь огромную нагую массу, в которой особенности каждого тела стираются, лишаются своей уникальности. Этот поразительный эффект становится первым открытием зрителей. Но Туник уводит еще глубже в свою философию. Упорядочивая тела людей различным способом на фоне урбанистических пейзажей мегаполисов, фотограф сообщает внимательному зрителю саму структуру окружающего хаоса, которую он и сам сумел подглядеть лишь сквозь свой объектив и теперь передает тем, кто смотрит на готовое фото. Таким образом, даже при участии тысяч обнаженных людей, сохраняется некая интимность снимка. Ведь участники – всего лишь добровольные иллюстраторы идей гениального автора.
Кстати, начало Туника-фотографа было вполне заурядным. Он работал фотографом на свадьбах, ассистентом фотографа в большой фото-студии. Знающие Спенсера того времени, говорят о его снимках как о посредственных. Но после того, как он впервые вывел обнаженную модель на улицу Нью-Йорка, его жизнь перевернулась. Когда телефоны знакомых, готовых позировать Спенсеру, заканчивались, он раздавал на улицах флаеры случайным прохожим, указывая в них дату и место очередной съемки. Это было на заре флэш-моба, и Туник был фактически одним из сподвижников этого движения. Впоследствии фотограф стал рассылать приглашения через интернет. Ну а в современное время ему и не приходится это делать: модели из разных городов по всему миру сами оставляют заявки на участие в съемках на его сайте. Кстати, сделать это может любой желающий. Когда количество потенциальных моделей достаточно велико, а у мастера есть идеи для нового проекта – рождается очередной шедевр.
Вот список лишь нескольких городов, в которых поработал Туник: Лондон, Иерусалим, Сан-Франциско, Вена, Лос-Анджелес, Рим, Базель, Мельбурн, Амстердам, Брюгге, Буэнос-Айрес, Лион, Сан-Себастьян, Лиссабон, Монреаль, Барселона…
Выполняя заказ организаторов всемирного конгресса сексуальных меньшинств, который проходил в 2010 в Австралии, Туник снимал 5200 обнаженных на ступеньках Сиднейского оперного театра. В Мехико в 2007 году фотограф собрал рекордное количество моделей за всю свою практику: 18000 человек лежали, стояли, выстраивались по команде мастера в пирамиды на городской площади Зокало. В том же году «голый флэш-моб» был организован на швейцарском исчезающем леднике Алетш. В рамках совместного проекта с Greenpeace Туник снимал 600 добровольцев нагими в снегах. Цель акции – привлечь внимание планеты к проблеме глобального потепления и таянию снегов.
Одна из последних громких работ – «Голое море». Летом этого года Туник провел съемки на Мертвом море в Израиле, уровень воды которого падает на несколько сантиметров в год. Для привлечения внимания к этой проблеме фотографу позировали 1000 человек.
Понравилась статья? Лучший способ отблагодарить автора: поделиться этой статьей с друзьями. И конечно, чтобы не пропускать всё самое интересное - подписываемся на обновления.