Сад Таро – сад жизни Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint Phalle)
В современном искусстве яркое слово Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint Phalle) звучит громче, чем можно было бы представить, глядя на фотографию этой хрупкой женщины. Ее великолепные скульптуры в стиле поп-арт рассеяны по всему миру и, кажется, нет ни одной страны, в которой бы не почитали эту маленькую богиню гигантских скульптурных форм.
Ники родилась в 1930 году в богатой семье в обеспеченном предместье Парижа: ее отец был банкиром. Но впоследствии дела у него не заладились и семья перебралась в Америку. Здесь бунтарский характер Ники расцвел полным цветом. В школе она раскрасила фиговые листочки греческих статуй в красный цвет. В 17 лет — и вовсе убежала из дома с молодым писателем Харри Мэтьюзом и вышла за него замуж. Параллельно развивается карьера фотомодели де Сен-Фалль: ее снимки появляются на обложках журналов «Life» и «Vogue». Родив двоих детей, Ники разочаровывается в браке и после развода возвращается жить в Париж. К тому времени ей едва исполнилось 25. Только теперь она всерьез начинает заниматься искусством.
В 1956 состоялась ее дебютная выставка живописи в Швейцарии. Затем она примыкает в движению «новых реалистов» и знакомится с Жаном Тингели, швейцарским художником, который стал ее главным вдохновителем и мужем. Художники начинают работать вместе. Одна из лучших совместных работ – фонтан Стравинского в Париже. Но одновременно Ники реализует персональные проекты: «Голем» в Иерусалиме — гигантская голова чудовища с языком в виде детской горки, в Бельгии появляется ее «Дракон» (1975), в калифорнийском университете – «Солнечный бог», «Ангел-хранитель» для вокзала в Цюрихе, в Гамбурге – триптих «Девушки», праобразом для которых стала «Нана». Эта скульптура в форме пышнотелой женщины –визитная карточка Ники, принесшая ей славу на заре творчества. Она воссоздавала ее впоследствии в самых разных видах и позах. Но главным детищем всего ее существования стал «Сад Таро». К его созданию художница приступила в 1979 году под впечатлением от работ Гауди.
Друзья выделили Ники территорию в своих владениях в Тоскане, на которой в течение последующих 20 лет она создала 22 монументальные скульптуры – по количеству карт Большого Аркана Таро. Все они выполнены из железных каркасов (это была работа Тингели), покрытых цементом и отделанных мозаикой, кусочками стекла, зеркал и керамикой.
К моменту начала работы де Сен-Фалль была уже серьезно больна ревматоидным артритом: порой ей было трудно даже двигаться, а работа пальцами причиняла боль. Но ничто не могло ее остановить. «Это было состояние одержимости, — вспоминает Ники впоследствии, — Я чувствовала, что создание этого Сада — моя судьба, с какими бы серьезными трудностями это ни было связано».
В гигантском доме-скульптуре, олицетворяющем карту «Императрица», Ники прожила 10 лет, создавая остальные работы. Внутренняя обстановка дома полностью инкрустирована осколками зеркал.
Каждый из монументов Сада Таро – величайший шедевр и целая жизнь, прожитая художницей. Ники и сама признавалась, что в ходе работы над Садом с ней происходили трансформации, в ходе которых она встречала своих собственных внутренних драконов, демонов и ангелов.
Сад был открыт для посетителей в 1998 году и произвел колоссальный фурор. Художница удостоена многочисленных премий, о ней сняли фильм. И сейчас посетителей Сада в Тоскане можно часто встретить плачущими: столь сильно впечатление от величия и искренности скульптур Ники, созданию которых она практически отдала жизнь.
Ники де Сен-Фалль умерла в 2002 году от легочной болезни, которую она получила от отравления токсическими веществами, использовавшимися для окраски монументов Сада Таро.
Понравилась статья? Лучший способ отблагодарить автора: поделиться этой статьей с друзьями. И конечно, чтобы не пропускать всё самое интересное - подписываемся на обновления.